Два наряда ППС на начальном этапе могли решить проблему. Но когда толпа уже собралась - поздно метаться. Толпа живет эмоциями, а не разумом. Один мой товарищ служит в ОМОН. Он рассказывал про один замес, когда шествие (законное, согласованное) вдруг начало превращаться в массовые беспорядки. Естественно, всех начали винтить и кидать в автобусы. Он затаскивает очередного дебошира в пазик и видит там своего соседа - интеллигентного, тихого, даже робкого деда. У него разбита физия, сбиты в кровь костяшки на кулаках. Интересно, то, что сосед - бывший учитель в школе. И он потом не мог внятно объяснить, почему он оказался в гуще событий и одним из самых активных драчунов. Хотя в шествии не участвовал, а просто был зрителем.
Толпа - это очень безумная штука. Просто стихия эмоций без проблесков разума. Она живет одной эмоцией, которая как чума захлестывает всех. Хотя одну интересную штуку дед озвучил через какое-то время: "Я испытывал эйфорию и просто не контролировал себя". Толпа может растерзать человека и словить от этого небывалый кайф. Потом каждый с ужасом будет думать о том, что натворил. Но в тот самый момент индивидуального разума нет. Толпа - это такой сложносоставной маньяк, который живет одним общим инстинктом.
Так вот, возвращаясь к ситуации с операми. Они проворонили зарождение этого маньяка. И дальше уже старались действовать так, чтобы не спровоцировать его. Но толпа не может остановиться. Эмоции будут идти по нарастающей. В такой ситуации нужно сразу запрашивать поддержку. Потому что толпа как большая капля ртути, притягивает к себе маленькие капли и втягивает в себя. Толпа будет расти безостановочно. Поэтому, когда говорят, что "полиция только мирную оппозицию винтить может" - это лукавство. Нет мирной оппозиции на улице - есть толпа. Толпа может потерять контроль над собой в любой момент. И три-четыре опера ничего не смогут ей противопоставить. Поэтому действовали в той ситуации сотрудники так, как могли. Было бы их числом побольше, сложносоставной маньяк не проснулся бы в толпе. Но, увы, момент ее формирования был профукан.
У нас этот момент давно отработан. Только подходит к оцеплению человек и начинает истерить или бычить - он сразу упирается рогом в землю. На Кавказе вообще гомонящая толпа может возникнуть как из под земли. И очень быстро становится маньяком. Поэтому мы просто не даем ей образоваться. Да, действуем мы решительно и грубо. Типа, "Че смотришь? С****ся отсюда бегом!". И пусть только попробует не выполнить. Это не выпендреж - это демонстрация решительности. Стоит начать сюсюкаться и что-то объяснять - тут же появится толпа. А тут штурм. И случайная пуля прилетает в толпу. Руководитель спецоперации идет под суд. Нафиг надо?
Толпа подобна разъяренному быку. Не стоит выпускать быка из загона и считать себя опытном тореадором. Потому что пострадать может и сам бык, и тореро, и случайные люди.
Journal information