Чтобы ответить на него, нужно понимать, как работает правоохранительная система в плане розыска преступников. У людей, задающих такие вопросы, сложилось представление, будто есть некий рейтинг преступников, некая шкала: этого очень важно поймать, этого чуть менее важно, а этого - можно особо не ловить. На самом деле для правоохранительной системы Доку Умаров - заурядный преступник, ничем не выделяющийся в кругу других отморозков. Целенаправлено по нему и другим террористиеским лидерам работают только спецслужбы, да и то, не из чувства мести, а потому что главари владеют важной информацией, которая позволит прижучить всех остальных. Вот, как по небезысвестному Магасу отрабатывали. Именно ФСБ решает, жить бойцам или жертвовать собой, но взять живым.
Поэтому вопрос о неуловимости Доку Умарова - это не вопрос "поймать срочно", а вопрос "ловить последовательно и неотступно". Так, обложив медведя в берлоге, охотники не торопятся и не суетятся. Медведь из берлоги никуда не денется. Опасность от Умарова на самом деле не большая. Он не контролирует бандгруппы на Северном Кавказе, не планирует непосредственно террактов и других преступлений. Не он причина всей ситуации и не он ее катализатор. Ну возьмем мы его живым и что? Он будет сидеть пожизненное где-нибудь в "дельфине", который после "джихада" покажется ему санаторием. Потому что сейчас Умаров - это гниющая заживо плоть, символ скорее разлагающегося бандитизма, а не "джихада". Он не может получить качественной медицинской помощи, несмотря на то, что по букету его болезней можно докторскую диссертацию писать, не может нормально питаться, нормально перемещаться. Вся его жизнь посвящена только одному - протянуть еще немного.
Да, имаратовские идеологи и эту ситуацию пытаются использовать в своих целях, типа, "посмотрите, человек с таким здоровьем, полуживой не покидает джихад, а вы, здоровые, не хотите выходить на тропу войны". Ну так все правильно. Куда ему, бедолаге, деваться с подводной лодки? Он не сможет покинуть свою нору при всем своем желании. Он "на джихаде" лишь потому, что у него нет выбра. Или гнить заживо, или выползти и отвечать за все, что сделал. Я, в принципе, не уверен, что он еще жив, потому что крякнуть дедуля может в любой момент без какого-либо постороннего вмешательства.
На самом деле, все всё прекрасно понимают. И то, что проект "Имарат Кавказ" провалился, и то, что Кавказ не получится отделить, но остановится они просто не могут, потому что остановка означает немедленную смерть. Эта агония будет продолжаться еще какое-то время, но и у агонии есть конец.
По сути, осталось навести порядок только в Дагестане. И начинать наведение порядка нужно с продавшихся имамов, которые по тихой грусти, пытаются привить исламистские идеи на Северном Кавказе. Я думаю, там им реально можно статью "госизмена" повесить. Потому что давно уже они работают не на свой народ, а продвигают интересы Саудовской Аравии и их куратора США. Но этим должны знаиматься другие люди, не мне их учить, как и когда делать то, что нужно делать.
Journal information