
Певица Чичерина попала под обстрел азербайджанских беспилотников в Карабахе. Зачем её вообще туда понесло? Думаю, я знаю ответ. И он прост - наркомания. Любая ситуация риска для жизни заставляет организм вырабатывать адреналин. Если это происходит регулярно - возникает зависимость, ничем не отличимая от любой другой наркотической зависимости. Эмоциональным поощрением после того, как опасность миновала, является ощущение эйфории. Но даже и в стрессовой ситуации ты чувствуешь себя иначе - "более живым": мир становится очень ярким и точным, звуки четче, появляется возбуждение, чувствуешь себя сильным и ловким. Вроде бы ничего, если бы не последующий контраст - адреналин уходит и мир становится тусклым и скучным.
Есть такой синдром, когда люди постоянно стремятся участвовать в боевых действиях, хотя необходимость их присутствия на войне объективно ничем не обусловлена. Просто потому, что они "живут по-настоящему" только в условиях риска для жизни. Военные корреспонденты в глубине души ликуют, когда начинается заваруха и им предстоит командировка на фронт. Мало кто отдает себе отчет в том, что это чистой воды наркомания. Жизнь превращается в постоянный поиск дозы. Кто-то начинает прыгать с парашютом, заниматься экстремальными видами спорта, кто-то отправляется на чужую войну. Механизм один и тот же: наркоманы слезают с иглы, алкоголики с бутылки, бойцы возвращаются с войны и все они обнаруживают, что мир без дозы сер, скучен и малоинтересен. И с этим нужно как-то жить. Кто поумнее - идет к психиатру и спасается с помощью фармакологии. Кто-то меняет вид зависимости. А кто-то навсегда превращается в "добровольца" - человека, готового влезть в любую заварух ради новой дозы.
Сомнительно, что Чичерина отдает себе отчет в истинных мотивах своих поступков. В США, столкнувшись с волной самоубийств военнослужащих (вторая по численности причина смерти в армии США) и ветеранов (в среднем - шесть тысяч человек в год), стали изучать проблему и пришли к любопытному вводу. Помимо адреналиновой зависимости у переживших войну формировалась сверхидея смерти. Смысл в том, что человек довольно легко может психологически подготовиться к тому, что он в ближайшее время умрет. Выйти из этого состояния самостоятельно способны немногие. Готовность к смерти постепенно становится навязчивой идей, стремлением к ней. Поэтому война убивает еще долго после того, как затихли последние взрывы. Короче, совет всем зависимым - идите к психиатру. Не надо ехать на войну за новой дозой. С этой иглы точно живым не соскочишь...
Journal information