Это наглядный пример утраты критического мышления. Он не воспринимает ни аргументы, ни доказательства, ни объективную реальность. И мне даже неловко, что я разрушаю его иллюзии, мешаю его уюту. Он уже вынес вердикт, который соответствует его перекошенному мировоззрению. Вы когда-нибудь ненавидели кого-то? Не правда ли, этот человек в нашем воображении превращался в исчадие ада, хранилище самых низменных пороков? Муртазин ненавидит Россию и просто не в состоянии оценивать деятельность российских правоохранительных органов вне этого чувства. Требовать от него беспристрастности в данной ситуации все равно, что принуждать дистрофика поставить мировой рекорд в тяжелой атлетике. Любовь и ненависть слишком сильные чувства. Они подобны наркотику - подсядешь и они станут необходимым элементом жизнедеятельности. Почему террористы считают, что убивать других людей - хорошо? Потому что они во власти ненависти ко всему, что не соответствует их убеждениям. В психологии это называется сверхидеей. Она истязает человека точно так же, как ломка изматывает наркомана. Им снова и снова нужна доза ненависти.
Фанатики видят мир иначе. С теми, кто является объектом ненависти, можно поступать как угодно. Поэтому террорист искренне считает, что того, кто не разделяет его убеждения, можно убить. Муртазин также искренне полагает, что нет ничего зазорного в том, чтобы украсть у того, кто является частью ненавидимой им системы. Представьте, что вы видите педофила. Грех ли зарядить ему в табло с ноги? Да каждый первый скажет, что это вполне богоугодное дело. Попробуйте меня переубедить, что бить педофилов - плохо. Так же и упоротому доказать что-то невозможно. Это клиника и любые слова бессмысленны. Любовь и ненависть могут давать энергию для жизни, а в итоге довести человека до суицида или убийства. Примеров можно найти массу. Есть люди фанатично любящие родину, есть те, кто также фанатично ее ненавидит. Одни в угоду идее готовы взрывать себя в толпе, другие - надеть венок великомученика и сгореть на костре. Они готовы пойти в тюрьму и на каторгу, только бы продолжить служение своему фетишу. Полагаю, Муртазин не любит террористов и бандитов. Но, если выбирать между Россией и бандитами, то у него даже малейших сомнений не возникнет, на чью сторону стать.
Однажды я оказался за столом с бывшим журналистом. На вопрос, почему он ушел из профессии, мужик, задумавшись на секунду, сказал: "Понимаешь, у меня стало появляться свое мнение. Я понял, что деградирую. Журналист должен собрать информацию и передать потребителю в максимально объективном виде. А я уже не мог так. Я заметил, что у меня постоянно появляется собственная позиция. Журналист не должен быть истиной в последней инстанции. Но человек слаб и ему хочется. Я увидел свою слабость и ушел из профессии". Я тогда не очень понял о чем он говорил. Теперь понимаю. И вот я задаюсь вопросом - стоит ли извлекать человека из кокона иллюзий и фантазий, в котором ему так уютно? Гуманно ли это? Может, ненависть - это единственное, что наполняет жизнь Муртазина смыслом. Пусть живет хотя бы для того, чтобы быть живым примером того, как опасно увлекаться сильными эмоциями. Как сказал поэт Ярослав Яковлев: "...у них свои обычаи и боги, в этом мире им привычно и уютно, души их сомненьями не трогай и иди своей дорогой, путник!" (С)
Journal information