С каждым прожитым годом ты видишь все больше оттенков в окружающем мире. Ты убил террориста и остановил зло, но сделал сиротами его детей. Ты отвернулся от чужих страданий и кто-то, кому ты мог помочь, умер. И оказывается, что в мире есть не только добро и зло. Твой поступок правильный, но он приносит кому-то зло. Ты не делаешь ничего и совершаешь при этом зло. Поступаешь неправильно, но делаешь добро, как тот же Юрий Деточкин из "Берегись автомобиля". Я понимаю Вийона, написавшего: "Я по земле с опаскою ступаю, не вехам, а туману доверяю". Не существует удобных и уютных моральных догм, за которые можно спрятаться. Один поступок может приносить пользу одним и зло другим. И милосердие бывает губительным, и жестокость спасительной. Если ты ничего не делаешь, тебе не придется принимать решений и нести за них ответственности.
То, что я вижу в интернете, на самом деле, страшно при всей своей кажущейся безобидности. Люди спешат выносить вердикты и приговоры, не разобравшись в ситуации. Я вижу полуправду, которая мерзостней лжи. Вот убили бездомную собаку. Весь интернет выносит вердикт: "Скоты". Но вдруг выясняется, что собака покусала и изуродовала ребенка. Весь интернет: "Уничтожить бродячих собак!". Так начинается фашизм - с простых решений, приносящих быстрый результат. Так свершаются трагедии эпических масштабов. Яркий пример - уничтожение воробьев в Китае ради увеличения урожая. Саранча, оставшись без естественного врага, уничтожила урожай и привела страну к голоду, от которого погибли миллионы. Благие намерения - дорога в ад.
Сократ (хотя, возможно, это был Демокрит) как-то сказал: "Я знаю, что ничего не знаю". И я тоже не знаю. Зато в интернете слишком много людей, уверенных в правильности своего мнения и своей точки зрения. Они все знают. Они уверены. О, как я завидую их святой наивности. Большую часть жизни я принимал решения быстро. И сейчас так поступаю. Сомнения и терзания оставляю на потом. Потому что дело - прежде всего. Но я всегда помню, что я поступил не хорошо и не плохо. Я просто поступил так, как следовало. Но никогда я не отрекусь от своих сомнений. Потому что они меньшее зло, чем упоротая уверенность. А я всегда выбираю меньшее из зол.
Journal information