molonlabe (molonlabe) wrote,
molonlabe
molonlabe

Сослагательное наклонение

Слышали фразу о том, что история не терпит сослагательного наклонения? Это распространенный, но, на мой взгляд, в корне неверный постулат. Безусловно, не только терпит. Сослагательное наклонение истории могло бы стать отдельной научной дисциплиной. Когда-то я носился с безумной идеей написать кандидатскую диссертацию по этому поводу. Но мой научный руководитель сказал, что идеи мои "прогрессивны" настолько, что граничат с абсурдом. И в связи с этим я не пошел в аспирантуру, оставшись в профессии интересной, но не требующей серьезных интеллектуальных усилий. Но, если бы я снял погоны, как сложилась бы моя жизнь в науке? Очевидно, иначе. Это интереснейшая штука - изучить, что могло бы быть, если бы был другой выбор. Ой, только не надо мне говорить о том, что про точки бифуркации всем все давно известно и изучать тут нечего. Очень даже есть чего.


Вот смотрите. В 1860 году Ленуар создал двигатель внутреннего сгорания. Это изобретение изменило цивилизацию. И создало предпосылки к развитию многих отраслей промышленности. Сделало жизненно необходимыми ресурсы, которые, до этого были полезными, но не такими уж и важными. Да, из нефти делали керосин, но краеугольным камнем мировой экономики она не была. Короче, изобретение принесло пользу. Но одновременно с этим нефть стала и тормозом прогресса. Альтернативные двигатели не могут быть изобретены, а уже изобретенные не представляют большого интереса для инвесторов. Они не способны пройти путь от примитивных до совершенных в силу отсутствия финансирования. И, в принципе, опасны для цивилизации, несмотря на их экологичность. Потому что их серийное производство очень сильно повлияет на мировую экономику. Работники многих отраслей останутся без работы, да, что там - вся мировая экономика разрушится и не скоро восстановится. Двигатель внутреннего сгорания не сразу вытеснил лошадиную тягу, но сейчас другие скорости у подобных процессов.

Один чудак изобрел недорогое небьющееся стекло. Патент был тут же выкуплен каким-то конгломератом производителей стекла, который спрятал изобретение "под сукно". Потому что в долгосрочной перспективе небьющееся текло уничтожит большую часть стекольного бизнеса в силу закономерного снижения спроса на продукцию. То есть, любое прогрессивное изобретение в конечном итоге превращается в тормоз цивилизации, потому что становится краеугольным камнем системы. Вытащи этот камень и вся система рухнет. А никто не хочет, чтобы разрушались системы, потому что это приводит к хаосу. Но в каком направлении могло бы пойти развитие цивилизации, если бы был изобретен не двигатель внутреннего сгорания, а нечто другое? Если вернуться в данную точку бифуркации и покопаться в направлениях инженерной мысли того времени, разве мы сегодняшние не сможем обнаружить какую-то мысль, какую-то теорию, какое-то изобретение, которые не выжили и зачахли из-за создания двигателя внутреннего сгорания?

Мы же знаем, что человечество всегда шло по самому простому пути развития, не рассматривая альтернативные варианты. Вот возникла речь и развилась в стройную систему. Возможно не самую удобную (нельзя разговаривать, когда ешь, пьешь или целуешься, трудно говорить на бегу). Если бы не развилась речь через возможности органов дыхания и рта - какие могли быть варианты для коммуникации? То есть, речь идет не о простом любопытстве, а о прикладном поиске в прошлом идей и изобретений для будущего. Если бы не колесо (одно из самых простых и величайших изобретений человечества, между прочим), то в любом случае потребность в быстром перемещении потребовала бы изобретения чего-то альтернативного. Чего-то, возможно, совершенно удивительного, но не изобретенного в силу того, что колесо уже заняло эту нишу.

Иногда я жалею, что не попытался побороться с маститыми учеными за возможность уйти прошлое и попытаться смоделировать альтернативное настоящее. Возможно, из-за таких неупорных и нецелеустремелнных, как я, история до сих пор и не терпит сослагательного наклонения...



Subscribe
Comments for this post were disabled by the author